По назначению тракторы делят на три группы: общего назначения,
универсально-пропашные и специальные.
Тракторы общего назначения применяют для выполнения основных
сельскохозяйственных работ при возделывании сельскохозяйственных
культур (вспашка, дискование, сплошная культивация, боронование, посев
и уборка). Эти тракторы отличаются от других малым дорожным
просветом и повышенной мощностью двигателя.
Универсально-пропашные тракторы используют при уходе за про-
пашными культурами и выполнении других сельскохозяйственных работ. В
связи с этим некоторые универсально-пропашные тракторы снабжены
сменными ведущими колесами с широкими (для выполнения работ общего
назначения) и узкими (для работ в междурядьях) шинами, а также имеют
большой дорожный просвет и ширину колеи, регулируемую по ширине
междурядий.
Специальные тракторы — это модификации какого-либо трактора
общего назначения или универсально-пропашного, предназначенные для
выполнения определенного вида работ (на виноградниках, хлопчатнике)
или разных работ, но в строго определенных условиях (на болотистых
почвах, в горном земледелии).
По конструкции ходовой части (по типу движителя)
тракторы бывают гусеничными и колесными.
Гусеничный трактор с большой опорной поверхностью незначительно
уплотняет почву. При высокой проходимости он способен развивать
значительное тяговое усилие.
Колесный трактор более универсален по сравнению с гусеничным, и
его можно использовать как на полевых, так и на транспортных работах,
несмотря на худшее сцепление с почвой.
По типу остова тракторы делят на рамные, остов которых
представляет собой раму; полурамные — образуют две короткие
продольные балки, привернутые или приваренные к корпусу заднего моста;
безрамные — состоят из соединенных корпусов отдельных механизмов.
По номинальному тяговому усилию в зависимости от
конструкции тракторы подразделяют на девять классов. Номинальным
считают тяговое усилие, при котором трактор работает с наибольшей
производительностью на стерне средней влажности и твердости. Девять
тяговых классов составляют типаж сельскохозяйственных тракторов.
§ 2. Типаж
Типаж, или система тракторов, — это технически, технологически и
экономически обоснованная совокупность всех моделей тракторов,
рекомендуемых в производство. В каждом тяговом классе существуют
базовые модели (основные наиболее массовые тракторы) и модификации,
на которых установлены унифицированные с базовыми моделями двигатели
и ряд других составных частей. При их унификации (единообразии) облегчаются изготовление и эксплуатация
тракторов.
Модель - машина с определенными конструкцией и расположением
агрегатов. Базовой называют наиболее распространенную и универсальную
модель тракторов, имеющую специализированные модификации.
Модификация - видоизмененная базовая модель. Она спе-
циализирована по назначению и унифицирована с базовой моделью.
Марка трактора - условное кодовое название модели оп-
ределенной конструкции. Для обозначения марки трактора вначале пишут
буквенные знаки, обозначающие сокращенное название завода-
изготовителя, первые буквы определенного слова или характерное для
трактора слово и через черточку — цифру, указывающую мощность
двигателя в лошадиных силах или номер модели.
Серийную и готовую к производству сельскохозяйственную технику
включают в каталог. Рассмотрим модели и модификации сель-
скохозяйственных тракторов различных тяговых классов.
Мины-тракторы тягового класса 0,2 (Т-012, АМЖК-8, МТЗ-082, МТ-
15 и др.) предназначены для работы на мелкоконтурных, селекционных
полях и в фермерских хозяйствах. Их можно агрегатировать с плугом,
косилкой, культиватором, прицепной тележкой и другими орудиями и
машинами, изготовленными специально для них.
Мини-трактор, или малогабаритный трактор, - это универсаль^ ное
мобильное энергетическое средство с двухосным колесным шасси или
гусеничным движителем.
Мотоблок - универсальное мобильное энергетическое средство на базе
одноосного шасси, управляемое с помощью штанговых рычагов идущим
следом оператором. Условно мотоблок можно отнести к тяговому классу
0,1.
Тракторы и самоходные шасси тягового класса 0,6(Т-25А, Т-ЗОА-80,
ТТЗ-30, ХТЗ-2511, Т-25ФМ, СШ-25 и Т-16МГ) служат для выполнения
междурядной и предпосевной обработок, посева, посадки овощных культур
и садов, ухода за посевами, уборки сена, транспортных работ и могут
приводить в действие стационарные машины.
Самоходные шасси — это разновидность трактора, на раме которого
смонтирована грузовая платформа для перевозки грузов или навешены
рабочие органы сельскохозяйственных машин и орудий, а также агрегаты
для работы в коммунальном хозяйстве. Самоходные шасси СШ-25 и Т-
16МГ используют в овощеводстве, садоводстве, полеводстве и
животноводстве.
Тракторы тягового класса 0,9 (ЛТЗ-55, ЛТЗ-55А, ЛТЗ-55АН, ВТЗ-
45АТ, ТТЗ-80.10 и Т-28Х4М)}благодаря широкому диапазону передач,
реверсивному ходу на всех передачах и регулируемой колее колес
применяют на многих сельскохозяйственных работах (предпосевная
обработка, посев, борьба с вредителями, междурядная обработка и уборка
пропашных, технических и овощных культур, вспашка легких почв на малой площади и уборка сена), а также на
транспортных работах и для привода стационарных машин.
Тракторы тягового класса 1,4 (МТЗ-80, МТЗ-82, ЮМЗ-6АКМ, ЮМЗ-
6ДМ, ЛТЗ-60АБ)р эффективно используют при возделывании и уборке
технических и овощных культур. В агрегате с навесными, полунавесными и
прицепными сельскохозяйственными машинами и орудиями они служат
для вспашки, культивации, боронования, посева, посадки, междурядной
обработки и заготовки кормов, разбрасывания удобрений, перевозки, а
также приводят в действие стационарные машины.
Для работы в различных условиях выпускают тракторы 25 модификаций
марки «Беларусь». Они отличаются комплектацией. Например, трактор
«Беларусь-920» имеет двигатель мощностью 90 л.с* и все ведущие колеса.
У него синхронизированная коробка передач с постоянным зацеплением
шестерен и несколькими диапазонами передач, которые переключаются на
ходу, как у автомобиля.
Все базовые модели в тяговых классах 0,6; 0,9 и 1,4 - это колесные
универсально-пропашные тракторы. В число их модификаций входят
тракторы повышенной проходимости со всеми ведущими колесами,
пропашные тракторы для высокостебельных культур с высоким
агротехническим просветом и горные тракторы для работы на склонах.
Тракторы тягового класса 2 (свекловодческий Т-70СМ и вино-
градниковый Т-70В) гусеничные. Разработаны гусеничный трактор Т-90С,
колесные тракторы «Беларусь-1221», ЛТЗ-155, ЛТЗ-95 и универсальное
шасси «Беларусь» ШУ-356.;
На тракторе «Беларусь-1221» установлен шестицилиндровый дизель
мощностью 130 л.с. с турбонаддувом. Коробка передач с переключением на
ходу. Трактор снабжен передней и задней навесками и может быть
оборудован редуктором вала отбора мощности (ВОМ) и дополнительным
ВОМ.
Трактор ЛТЗ-155 называют интегральным, потому что в нем объе-
динены (интегрированы) составные части различных видов агрегатов - от
простых до комбинированных (совмещенных). Мощность двигателя 150 л.с.
Особенность интегрального трактора - модульный принцип построения. Его
собирают из трех основных частей-модулей: энергетического,
управляющего и технологического.
Энергетический модуль состоит из дизеля, трансмиссии, переднего
ведущего моста с колесами, навесного устройства и ВОМ.
Управляющий модуль - это пост управления, расположенный в кабине.
Его можно повернуть на 180° для продолжительной работы задним ходом,
например, с волокушей или на уборке в качестве комбайна.
Технологическим модулем служит задний мост в сочетании с различными
устройствами для работы с сельскохозяйственными орудиями и машинами,
навешенным уборочным агрегатом на уборке, грузовой платформой или
седельным устройством на транспортных и даже лесохозяйственных работах.
У тракторов возможно увеличить или уменьшить агротехнический просвет.
Шасси ШУ-356 с двигателем мощностью 80 л.с. предназначено для
выполнения различных сельскохозяйственных полевых работ и перевозки
грузов на платформе вместимостью 2,5 м3.
\Тракторы тягового класса 3 (гусеничные ДТ-75Д, ДТ-75Н, ДТ-175М,
ВТ-100, ВТ-130, ДТ-75МЛ, ДТ-75Т, Т-150, ХТЗ-180Р, ХТЗ-200 и колесные
ВТ-130К, Т-150К, Т-15К, ХТЗ-12^предназначены для основной обработки
почвы, посева и уборки урожая, а также для транспортных работ. Колесные
тракторы имеют все ведущие и одинаковые по размеру колеса.
Трактор ДТ-175М имеет двигатель мощностью 170 л.с. В трансмиссию
включен гидротрансформатор для автоматического изменил скорости
движения в зависимости от тягового сопротивления орудия.
Дизель трактора ВТ-130 регулируется по мощности (145 л.с. и 120 л.с).
Мощность (145 л.с.) обеспечивается за счет турбонаддува с промежуточным
охлаждением воздуха. Кабина откидывается набок и снабжена системой
автоматизированного контроля работы трактора. Гусеничные тракторы ВТ-
130 и Т-150 унифицированы по основным сборочным узлам с их колесными
модификациями ВТ-130КиТ-150К.
| Тракторы тягового класса Щ (гусеничный T-4A)j служат для вы-•
полнения энергоемких работ. Их применяют на полях большой I площади.
Разработан модернизированный трактор для степных зонТ-402.
— Тракторы тягового класса 5 («Кировец» К-701М, К-700А и К-744 со
всеми ведущими и одинаковыми по размеру колесами), используют для
вспашки, культивации, лущения стерни, посева, снего-
, задержания на большой площади и транспортирования. Мощность дизеля
этих тракторов 350 л.с. Разработан гусеничный трактор Т-250 этого
тягового класса.
-Тракторы тягового класса 6 (гусеничный трактор Т-170М): применяют
на полях большой площади при выполнении энергоемких
сельскохозяйственных и мелиоративных работ. СпецтракСнаб предлагает любые запасные части для всех классов тракторов
§ 3. Основные части
Трактор состоит из деталей, сборочных единиц, агрегатов, приборов,
систем, механизмов и составных частей.
Деталь - это изделие, изготовленное из однородного материала без
применения сборочных операций.
Сборочная единица - изделие, детали которого соединены с
помощью сборочных операций.
Агрегат — укрупненная взаимозаменяемая сборочная единица,
выполняющая определенную функцию.
Прибор — устройство для контроля, измерения или регулирования.
Система - единство составных частей, выполняющих совместно
определенную работу.
Механизм - совокупность деталей, совершающих определенное
механическое движение.
Составная часть -часть машины, выполняющая определенные
функции.
Любой трактор состоит из двигателя 1 (рис. 2), трансмиссии 4, ходовой
части б, механизма управления 2 и оборудования.
Двигатель — это источник механической энергии.
Трансмиссия представляет собой совокупность механизмов, передающих вращающий момент от коленчатого
вала двигателя к ведущим колесам и изменяющих вращающий момент и частоту вращения
ведущих колес по значению и направлению. В трансмиссию входят
сцепление, промежуточное соединение, коробка передач (КП) и задний
мост.
Ходовая часть служит для передвижения и создания тягового усилия
трактора. Вращательное движение колес (или гусениц) при их сцеплении с
поверхностью почвы преобразуется в поступательное движение трактора.
Механизм управления предназначен для изменения направления
движения трактора и его торможения.
Рабочее оборудование применяют для использования мощности
двигателя при выполнении различных работ.
Вспомогательное оборудование служит для создания хороших условий
труда.
Электрооборудование предназначено для пуска двигателя, освещения и
сигнализации.